Вальдорфский детский сад

 

            Вальдорфский детский сад – это удивительное место, откуда не хочется уходить. В нем царит спокойная атмосфера, где каждому по-домашнему уютно. Жизнь в саду похожа на жизнь большой дружной семьи. Этому способствует разновозрастная группа, где старшие заботятся о младших и помогают воспитателю, а младшие берут пример со старших. Воспитатель, который в вальдорфском детском саду называется садовницей, занимается готовкой, приборкой, рукоделием и прочей работой, как мать семейства. Дети, желая подражать, присоединяются к работе, попутно осваивая различные виды трудовой деятельности. Домашний уют также обеспечивает особым образом оформленное пространство группы: стены и занавески нежных пастельных цветов, на стенах самодельные панно и картины, на деревянных столах льняные салфетки. Игровое пространство состоит из нескольких зон, полочек, где находятся аккуратно расставленные игрушки из натуральных материалов: дерева, шерсти, тканей. Помимо прочих очень много самодельных игрушек, изготовленных воспитателями, родителями и самими детьми. Особое место занимает игровой природный материал: в корзинах находятся камни, ракушки, шишки, палочки, орехи и прочее. Эти вещи детская фантазия превращает в самые различные атрибуты игры.

Жизнь в группе подчиняется определенному ритму и повторениям, соответствуя ритмическим циклам детей и обеспечивая условия их гармоничного развития.  Кругооборот года включает в себя эпохи, праздники, которые плавно сменяют друг друга и соответствуют времени года. Проживая ритм года, дети узнают истоки своей национальной культуры и в повседневной жизни и во время праздников, которые отмечаются в духе народных традиций. Отдельно нужно сказать, что праздники в вальдорфском детском саду – это не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят выступлений напоказ для родителей, а просто живут в праздничном действии. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем.

Один из особых моментов дня – это свободная игра, которой уделяется 1.5-2 часа утреннего времени. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра, заранее разработанная, теряет основной смысл и перестает быть подлинно свободной игрой. Богатое содержание свободной игры обеспечивает особое игровое пространство, а также разнообразные практические занятия.

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду присутствуют пальчиковые игры, народные игры, музыкально-ритмические и подвижные игры. Художественно-творческие занятия (рисование, лепка из специально подготовленного воска и др.) происходят по принципу подражания в форме игры. Каждый день воспитатель рассказывает сказку, соответствующую эпохе. Сказка также может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Огромное внимание в вальдорфском детском саду уделяется ручному труду: дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке. Ручной труд развивает волевые качества воспитанников. На живописи дети играют с основными цветами – красным, синим и желтым, получая самые различные сочетания и оттенки. Специальных музыкальных занятий в вальдорфском саду не предусмотрено. Однако музыка пронизывает всю жизнь группы. Ежедневно проводится ритмическая игра, хоровод – это особое сочетание свободных движений с музыкой, пением, стихами. Сказки также сопровождаются игрой на ксилофоне, металлофоне, флейте или лире. Инструменты находятся в свободном доступе, так что каждый ребенок может поиграть самостоятельно. Кроме того, каждое действие – уборка, мытье рук, подготовка к приему пищи – сопровождается незатейливой песенкой, часто собственного сочинения. Получается, дети постоянно находятся в атмосфере народных игр, сказок и песен.

Вальдорфский детский сад также имеет ряд принципиальных отличий от обычного .

Во-первых, запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. В вальдорфских детских садах избегают нагрузки на память и мышление до 7 лет, воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение. Ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем, для него важно как можно дольше оставаться в образно-сказочном мире, поэтому педагог обращается не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.

Во-вторых, запрет на радио, кино и телевидение. Считается, что СМИ для маленького ребенка — источник слишком сильных впечатлений, которые оказывают внушающее и разрушающее воздействие. Ребенок становится не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств.

И, наконец, запрет на всякую оценку ребенка. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением взрослого, при этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу.

Также воспитатель старается беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

• если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без куртки);

• если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

• если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок понимает, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Коротко основные принципы работы вальдорфского детского сада звучат так:

- создание атмосферы, благоприятной развитию;

- воспитание через подражание и пример;

- культивирование многообразных форм игровой деятельности;

- создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

- организация здорового ритма жизни группы;

- занятия различными видами трудовой деятельности (педагогика руки) и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).

 

Таким образом, работа вальдорфского детского сада основывается на том принципе, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Поэтому очень важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста.

 

 

Очень хочется выразить свою благодарность учителям организации «Добрый путь» за их внимательное отношение к нашим детям, подготовку детей к жизни, красивые праздники, интересные выставки  и мероприятия.

В этом семейном клубе любой ребенок будет чувствовать себя комфортно: и очень активный и "домашний". И мама, даже излишне тревожная, будет спокойна!

Вступайте в нашу группу на Фейсбуке