Вальдорфская педагогика

   Вся система вальдорфских школ основана на уважении к детству, целью ее является развитие природных особенностей каждого ребенка и укрепление веры в собственные силы. Фундамент знаний и опыта закладывается еще в дошкольном детстве и в начальной школе. Это этап развития эмоциональной зрелости, инициативы и творческого подхода к делу, здравого смысла и ответственности. Ребенок познает самого себя, общество, мир, участвуя во всем происходящем, а не отчужденно наблюдая со стороны. Программы вальдорфских школ самым лучшим образом учитывают индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.

     Одна из центральных идей вальдорфской школы – специально подготовленный классный учитель, который с 1го по 7-8й классы ведет все основные предметы: русский язык, математику, окружающий мир, рукоделие, подвижные игры, живопись, к которым, как правило, добавляется история и ряд предметов естествознания в 5-6 классах. Педагог получает специальное образование по методикам преподавания предметов, чтобы стать универсальным. Таким образом, решается и проблема преемственности начальной и основной школы. Дополнительная подготовка учителей по вальдорфской педагогике – как классных учителей, так и учителей-предметников для среднего и старшего звена – является необходимым условием существования вальдорфской школы. Особые формы организации учебного процесса (преподавание по эпохам, главный урок), а также специфические черты методики преподавания требуют специальной подготовки учителей к преподаванию в школе. Огромное внимание школой уделяется и личностным качествам классного учителя.

    Учебный процесс в вальдорфской школе организуется эпохами, на каждой из которых 3-4 недели изучается один предмет.  «Эпохальное» преподавание позволяет ребенку «погрузиться» в его суть, а не изучать фрагментарно, постоянно переключаясь на другие предметы. Такое погружение происходит на главном уроке, который длится 1,5 часа. С этого урока начинается каждый учебный день. Структура главного урока – обоснованная смена видов деятельности детей: ритмическая часть, основная часть, практическое применение полученных знаний и умений, новый рассказ учителя или эксперимент. Ритмическая часть позволяет поработать над выразительностью и образностью речи: работа в круге, стихотворения, песни, которые сопровождаются движениями. Основная часть урока предполагает изучение нового материала эпохи и работу с учебными тетрадями, в которых ребята записывают свои наблюдения и делают собственные выводы. Заключительная часть урока для младших классов — новая история, а для  средних и старших классов -  наблюдение новых экспериментов или знакомство с детальным описанием каких-либо биологических, географических фактов, исторических событий. Итак, постоянная смена деятельности избавляет детей от перегрузки. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, поскольку они обращены к целостному человеку: и к его мыслям, душе и телу.

    Такой учебный материал, как правописание, счет и решение примеров, иностранные языки, художественно-прикладные предметы, искусство, эвритмия и физкультура требуют постоянных упражнений. Поэтому их преподают на еженедельных уроках втечение всего года.

     Обучение без оценок – также одна из особенностей вальдорфской школы. Оценивание результатов учебной деятельности происходит в процессе коммуникации между учителем и учеником. Ученик сам способен оценить свою работу и учитель способствует росту такой способности к самооценке в процессе обсуждения в форме вопроса и диалога. Для итоговой защиты проекта в старших классах часто приглашаются специалисты в данной области со стороны.

    В завершении каждого учебного года классный руководитель и учителя-предметники пишут итоговую качественную характеристику ученика, в которой отражаются как успехи, так и неудачи учащегося. Характеристика предназначается для родителей или опекунов ученика и является официальным документом. В 4-ом, 9-ом, 11-ом классах (наряду с качественной характеристикой) по итогам обучения за последний год и экзаменов по всем предметам выставляются оценки.

   Еще одной характерной чертой вальдорфской школы является отсутствие учебников и работа детей с учебными тетрадями. Учитель рекомендует множество книг для чтения, дает задания, также существуют сборники задач и разнообразные учебно-методические материалы. В связи с этим вальдорфские школьники порой перерабатывают больше текстовой информации, чем их сверстники из обычных школ. А роль учебника по каждому предмету выполняет учебная тетрадь.

   Помимо всего прочего, в вальдорфской школе есть специальные предметы, которых не встретишь в обычной школе: эвритмия и рисование форм. Эвритмия – это искусство выразительного движения  через единство музыки, образа и слова, что гармонизирует психофизиологическое здоровье детей. Рисование форм — и первоначальное графическое обучение письму,  и начала геометрии, и художественная деятельность. Форму ученик сначала переживает всем телом в ритмической части урока, а затем воспроизводит графически.

   И, конечно же, ни одна вальдорфская школа не обходится без предметов художественного цикла, которые осуществляют идею «переживания в обучении». Живопись, лепка, музыка, театр, танец широко представлены в учебном плане. Также большое внимание уделяется и обучению ремеслам: рукоделие, работа с деревом, глиной, металлом, строительство дома и др.

Вальдорфская педагогика принесла большие изменения в систему обучения и воспитания детей. Р. Штайнер и его последователи создали уникальную школу, где гармоничное развитие детей, практические навыки, познание окружающего мира и эстетическое воспитание ставились во главу угла. Детство – это совершенно неповторимый, особенный отрезок жизни, который каждый ребенок должен иметь возможность прожить наиболее полно и творчески – так считают вальдорфские педагоги.

Итак, основные принципы вальдорфской педагогики:

1.Атмосфера любвиЕдинственное средство, которое помогает лучше всего развиваться и раскрываться личности ребенка – это любовь к нему, уважение его индивидуальности. Стремление к самоутверждению не дает детям в полной мере реализовать свои способности и силы.

2. Воспитание примеромПодражание — это «заражение», переживание себя и своей связи с миром, а не повторение чужих слов и манер, воспитание нравственных чувств, позволяющих принимать и понимать чувства других. А также именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению. Очень многое в вальдорфской системе зависит от личности педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели и учителя должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

3. Безоценочный индивидуальный подходЛюбая, положительная или отрицательная, оценка детской деятельности это вмешательство в процесс естественного развития, проявление внешней власти взрослых над детьми. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

4. Всему свое времяВоспитание по вальдорфской педагогике не предусматривает раннее обучение и программу раннего развития интеллекта. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

5. Ритм и повторение. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами  считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с педагогом. Ритм недели состоит из чередующихся занятий. Годовой ритм связан с сезонами, праздниками и изменениями погодных условий. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

6. Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфских группах и школах организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

7. Работа с родителями. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке помещений, активное участие в праздниках и т.д.

 

 

 

Очень хочется выразить свою благодарность учителям организации «Добрый путь» за их внимательное отношение к нашим детям, подготовку детей к жизни, красивые праздники, интересные выставки  и мероприятия.

В этом семейном клубе любой ребенок будет чувствовать себя комфортно: и очень активный и "домашний". И мама, даже излишне тревожная, будет спокойна!

Вступайте в нашу группу на Фейсбуке